ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 74RS0014-01-2024-000181-02 |
Дата поступления | 21.01.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из трудовых отношений → Трудовые споры (независимо от форм собственности работодателя): → Дела об оплате труда → лиц, находящихся на государственной (муниципальной) службе |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Карпова Ольга Николаевна |
Дата рассмотрения | 13.03.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 74 - Челябинская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области |
Номер дела в первой инстанции | 2-351/2024 |
Дата решения первой инстанции | 28.05.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Шунина Наталья Евгеньевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 27.02.2025 | 12:25 | 103(П1) | Заседание отложено | в связи с прочими основаниями | 24.01.2025 | |||
Судебное заседание | 13.03.2025 | 11:00 | 103(П1) | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 27.02.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
21.01.2025 | ИСТЕЦ | Рассохин К. А. | 22.01.2025 | 23.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Межрайонная ИФНС России №26 по Челябинской области | 7447015803 | 1047446999984 | ||||||
ИСТЕЦ | Рассохин Константин Александрович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление ФНС России по Челябинской области |
УИД 74RS0014-01-2024-000181-02
Дело № 88-2699/2025
Мотивированное определение изготовлено 19 марта 2025 г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 13 марта 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Карповой О.Н., Терешиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-351/2024 Рассохина Константина Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Челябинской области о взыскании недоначисленных и невыплаченных сумм денежной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Рассохина Константина Александровича на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 28 мая 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 сентября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., объяснения представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Челябинской области Валиевой Г.Ж., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рассохин К.А. обратился с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Челябинской области (далее - МИФНС России № 26 по Челябинской области), в котором, уточнив заявленные требования, просил взыскать с ответчика недоначисленные и невыплаченные суммы денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 60 376,92 руб., денежной компенсации за 3,34 дня неиспользованного отпуска в размере 1 496,62 руб., подлежащих выплате при расторжении служебного контракта 27 октября 2023 г.; денежную компенсацию в размере 13 560,65 руб. и в размере 336,13 руб. соответственно за нарушение установленного срока выплат при расторжении служебного контракта за период с 28 октября 2023 г. по 28 мая 2024 г., а также по день фактической оплаты, исходя из размера 1/150 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выплаты; компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 19 сентября 2019 г. принят на государственную гражданскую службу в Межрайонную ИФНС России № 20 по Челябинской области заместителем начальника правового отдела. 27 октября 2023 г. в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе уволен в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ему выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск. 30 октября 2023 г. Межрайонная ИФНС России № 20 по Челябинской области исключена из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является МИФНС России № 26 по Челябинской области. В нарушение норм права при сокращении должности государственной гражданской службы и выплате денежной компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона), а также денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона), работодателем не учтены средства материального стимулирования, выплаченные в октябре-декабре 2022 г. При неполной выплате работодателем сумм, причитающихся служащему в установленные сроки, ответчик обязан выплатить проценты, которые исчисляются из фактически невыплаченных в срок сумм. Неправомерными действиями ответчика нарушены его служебные права, в связи с чем он имеет право на компенсацию морального вреда, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 28 мая 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 сентября 2024 г., исковые требования Рассохина К.А. удовлетворены частично. Взысканы с МИФНС России № 26 по Челябинской области в пользу Рассохина К.А. недоначисленная сумма денежной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 52 501,68 руб., недоначисленная сумма денежной компенсации за неиспользованные отпуска в размере 1 301,21 руб., компенсация за задержку выплат суммы денежной компенсации четырехмесячного денежного содержания и недоначисленной суммы денежной компенсации за неиспользованные отпуска за период с 28 октября 2023 г. по 28 мая 2024 г. в размере 12 084,13 руб., компенсация морального вреда в размере 3 000 руб.
С МИФНС России № 26 по Челябинской области в пользу Рассохина К.А. взыскана денежная компенсация четырехмесячного денежного содержания, денежная компенсация за неиспользованные отпуска, начиная с 29 мая 2024 г. в размере не ниже одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы задолженности в размере 53 802,89 руб. за каждый день задержки по день фактического расчета включительно. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе истец Рассохин К.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконных, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
От МИФНС России № 26 по Челябинской области поступили возражения, дополнительные письменные пояснения к возражениям на кассационную жалобу, в которых представитель ответчика просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, 19 сентября 2019 г. на основании служебного контракта № 30-2019 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области Рассохин К.А. назначен на должность заместителя начальника правового отдела Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области в г. Верхнем Уфалее.
Приказами от 16 сентября 2020 г. № 02-2-03/078, от 16 сентября 2021 г. № 02-2-03/079, от 15 сентября 2022 г. № 02-2-03/109, от 14 сентября 2023 г. № 02-2-03/078 Рассохину К.А. продлялся срок замещения должности заместителя начальника правового отдела Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области.
В соответствии с условиями служебного контракта, заключенного между Рассохиным К.А. и Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области, разделом IV пункта 9 истцу установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (устанавливается при условии работы со сведениями, составляющими государственную тайну); премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере, установленном Положением, утвержденным представителем нанимателя; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Приказом Управления ФНС России по Челябинской области от 11 августа 2023 г. № 01-01/072@ Межрайонная ИФНС России № 20 по Челябинской области реорганизована путем присоединения к ИФНС по Калининскому району г. Челябинска. Установлено, что ИФНС по Калининскому району г. Челябинска является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС № 26 по Челябинской области. ИФНС по Калининскому району г. Челябинска переименована в Межрайонную ИФНС России № 26 по Челябинской области.
Приказом от 16 октября 2023 г. № 02-2-03/097 Рассохин К.А. с 27 октября 2023 г. уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении Рассохину К.А. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск и компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» без учета выплат материального стимулирования.
Приказом Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области от 20 февраля 2012 г. № 02-02/014 утверждены Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим аппарата Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим аппарата Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области и Положение об условиях выплаты работникам аппарата Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Согласно приказам Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области от 11 июля 2022 г. № 02-03/002дсп, 10 октября 2022 г. № 02-03/003дсп, 14 декабря 2022 г. № 02-03/004дсп, 24 апреля 2023 г. № 02-03/001дсп, 18 июля 2023 г. № 02-03/002дсп, 13 октября 2023 г. № 02-03/003дсп, приказам Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области от 21 января 2022 г. № 02-03/001@, 21 февраля 2022 г. № 02-03/003@, 6 марта 2022 г. № 02-03/006@, 5 апреля 2022 г. № 02-03/009@, 24 апреля 2022 г. № 02-03/011@, 29 апреля 2022 г. № 02-03/015@, 13 мая 2022 г. № 02-03/016@, 3 июня 2022 г. № 02-03/020@, 20 июня 2022 г. № 02-03/023@, 11 августа 2022 г. № 02-03/030@, 22 августа 2022 г. № 02-03/031@, 20 сентября 2022 г. № 02-03/031@, 3 ноября 2022 г. № 02-03/048@, 21 ноября 2022 г. № 02-03/049@, 6 декабря 2022 г. № 02-03/053@, 22 декабря 2022 г. № 02-03/055@, 23 декабря 2022 г. № 02-03/056@, 15 марта 2023 г. № 02-03/015@, 24 мая 2023 г. № 02-03/031@, 8 июня 2023 г. № 02-03/037@, 4 августа 2023 г. № 02-03/049@, 8 сентября 2023 г. № 02-03/054@ за период государственной гражданской службы Рассохину К.А. с 2022 г. по 2023 г. выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования, а также ежемесячные надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Рассохина К.А., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 554, разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, исходил из того, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется, в том числе, из иных дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания, к числу которых относятся средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты гражданских служащих, в связи с чем выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, четырехмесячного денежного содержания при увольнении, в этой связи признал обоснованными доводы Рассохина К.А. о наличии перед ним задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, задолженности по денежному содержанию за период нахождения в очередных и дополнительных оплачиваемых отпусках, по недоначисленному четырехмесячному денежному содержанию, полагавшемуся при увольнении.
Отказывая во взыскании районного коэффициента на средства материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку данные средства не являются гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, их выплата осуществлялась в рамках мероприятий, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», оснований для начисления на данные выплаты районного коэффициента не имеется.
Принимая во внимание суммы материального стимулирования без начисленного размера районного коэффициента, произведя собственный расчет, суд первой инстанции определил к взысканию с ответчика в пользу истца недоначисленную сумму денежной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 52 501,68 руб., недоначисленную сумму денежной компенсации за неиспользованные отпуска в размере 1 301,21 руб.
Установив факт нарушения представителем нанимателя служебных прав истца, суд первой инстанции в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о взыскании пользу истца компенсации за задержку причитающихся истцу выплат, недоначисленной суммы денежной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 11 791,87 руб. за период с 28 октября 2023 г. по 28 мая 2024 г. (день вынесения решения), а также денежной компенсации за задержку выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска в размере 292,26 руб. с продолжением начисления по день фактического расчета включительно.
Полагая нарушенными служебные права истца на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», учитывая характер спорных правоотношений, степень вины ответчика, характер нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу Рассохина К.А. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оставил решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленными судами судебными актами и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о несогласии с выводами судов о том, что при расчете недоначисленных и невыплаченных сумм денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и денежной компенсации за неиспользованные отпуска, подлежащих выплате при расторжении служебного контракта 27 октября 2023 г., учтены суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования без начисления на них районного коэффициента.
Считает противоречащей нормам материального права позицию судов со ссылкой на письмо Минфина России от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7», а также абзац 3 пункта 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, о том, что начисление районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, а также процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, установленных нормативными актами Российской Федерации, на суммы средств материального стимулирования производиться не должно.
Учитывая то обстоятельство, что положениями, содержащимися в письме Минфина России от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, и Порядке осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, ухудшаются положения работников по сравнению нормами Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. № 49, приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2, утвердившим Инструкцию «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», то в силу статьи 8 Трудового Кодекса Российской Федерации, суды при принятии оспариваемых судебных актов обязаны были руководствоваться нормами Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. № 49, приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2.
По мнению заявителя, сложившая судебная практика свидетельствует о том, что районный коэффициент должен начисляться на всю заработную плату, а не какие-либо ее составляющие части.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3).
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).
Исчисление денежного содержания федеральных гражданских служащих в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях сохранения за гражданскими служащими денежного содержания и выплаты им денежных компенсаций осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а в отношении гражданских служащих субъекта Российской Федерации - нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений порядка, определенного Правительством Российской Федерации (часть 8.1).
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент) (часть 9).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).
Действовавшими до 1 января 2023 г. Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, предусматривалось, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 2).
По отдельным должностям гражданской службы согласно части 3 статьи 50 Федерального закона устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (далее - единое денежное вознаграждение), но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (пункт 3).
Для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 554, действующими с 1 января 2023 г., предусмотрено, что для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся:
а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания);
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
д) ежемесячное денежное поощрение;
е) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
з) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пункт 3).
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 настоящих Правил, дополнительно учитываются:
а) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
б) другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
В случае если по должности гражданской службы указом Президента Российской Федерации установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в нем учитываются оклад денежного содержания и дополнительные выплаты, предусмотренные подпунктами «б» - «г» пункта 3 настоящих Правил. Выплаты, предусмотренные подпунктами «д» и «е» пункта 3 настоящих Правил, не учитываются (пункт 5).
Для выплат, указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6).
Из приведенных нормативных положений следует, что средства материального стимулирования служащих не отнесены к выплатам, на которые начисляется районный коэффициент.
В письме Минфина России от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7», разъяснено, что исходя из положения пункта 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, начисление районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, а также процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, установленных нормативными актами Российской Федерации, на суммы средств материального стимулирования производиться не должно.
Вышеприведенные разъяснения следует принимать во внимание, учитывая, что в пункте 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, указано на то, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, помимо прочего, в сфере бюджетной деятельности, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения следует учитывать при разрешении данного спора.
Аналогичная правовая позиция относительно значимости указанных разъяснений Министерства финансов Российской Федерации при разрешении гражданского дела по спору между государственным гражданским служащим и нанимателем содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2023 г. № 16-КГ23-45-К4.
Разъяснения, содержащиеся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2018 г.№ 14-3/10/В-3162, письме от 27 сентября 2022 г. № ПГ/23987-6-1, на которые ссылается заявитель в кассационной жалобе, вышеприведенной правовой позиции не противоречат, поскольку в нем указано, что в фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации. Суммы материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в пунктах 2 и 3 указанных Правил не поименованы, выплачиваются дополнительно из средств федерального бюджета во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», которым поручено Правительству Российской Федерации до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Минфином России в письме № 14-03-03/32289 от 27 апреля 2021 г. разъяснено, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты. Начисление районного коэффициента на суммы средств материального стимулирования государственного служащего, не учтенного в структуре их денежного содержания и выплачиваемого сверх средств фонда оплаты труда, не производится.
В налоговых органах материальное стимулирование государственных гражданских служащих осуществлялось в порядке, установленном Федеральной налоговой службой в соответствии с механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, которым установлено, что начисление районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, на материальное стимулирование не производится.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров также не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 3795, 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 28 мая 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 сентября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рассохина Константина Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
