ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 74RS0002-01-2024-003530-97 |
Дата поступления | 22.01.2025 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные социальные споры |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Козина Наталья Михайловна |
Дата рассмотрения | 13.03.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Отменен |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 74 - Челябинская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Центральный районный суд г. Челябинска |
Номер дела в первой инстанции | 2-3872/2024 |
Дата решения первой инстанции | 03.07.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Резниченко Юлия Николаевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 13.03.2025 | 09:20 | 103(П1) | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение | 28.01.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
22.01.2025 | ИСТЕЦ | Агапов А. А. | 27.01.2025 | 28.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Агапов Алексей Антонович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ГБУЗ Городская клиническая больница № 5 г. Челябинск | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Министерство здравоохранения Челябинской области | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор Калининского района города Челябинска |
УИД 74RS0002-01-2024-003530-97
№88-2895/2025
Мотивированное определение
изготовлено 18 марта 2025 года.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 13 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Карповой О.Н., Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3872/2024 по иску прокурора Калининского района города Челябинска в интересах Агапова Алексея Антоновича к Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями,
по кассационной жалобе Агапова Алексея Антоновича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 03 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 октября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца – Сироменко А.В., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Министерства здравоохранения Челябинской области – Косенко И.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, прокурора пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю., полагавшего судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Калининского района города Челябинска обратился в суд в интересах Агапова А.А. с иском к Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности бесплатного обеспечения Агапова А.А. системой непрерывного мониторирования глюкозы «<данные изъяты>» в количестве 3 упаковок в месяц (длительно) по жизненным показаниям.
В обоснование иска указал, что Агапов А.А., <данные изъяты> года рождения, состоит на медицинском обслуживании в Государственном бюджетном учреждении здравоохранении «Городская клиническая больница № 5 г. Челябинск» с диагнозом «<данные изъяты>», является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. Протоколом заседания врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных средств и изделий медицинского назначения №1420 от 27 ноября 2023 года установлена нуждаемость Агапова А.А. по жизненным показаниям в системе непрерывного мониторирования глюкозы «<данные изъяты>»в количестве 3 упаковок в месяц длительно. Протокол комиссии направлен в Министерство здравоохранения Челябинской области. По информации Министерства здравоохранения Челябинской области система непрерывного мониторирования глюкозы и расходные материалы к ней не включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых бесплатно, льготное обеспечение данными медицинскими изделиями не предусмотрено. Полагает, что нарушаются права Агапова А.А. на предоставление мер социальной поддержки, в связи с чем, обратился в суд.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 03 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 октября 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Агапов А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В обоснование доводов жалобы указывает, что имеются существенные противоречия в медицинских документах, представленных сторонами, которые, не были устранены судом и в судебных актах не указано в силу каких причин принимаются одни доказательства и не принимаются другие. Считает, что ответчик как лицо, отвечающее за организацию оказания медицинской помощи и обеспечение населения Челябинской области медицинскими изделиями, а также учредитель ГБУЗ «Городская клиническая больница №5» в силу Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года № 383 обязан был доказать отсутствие медицинских показаний, в тоже время как ответчик этого не сделал. Кроме этого, Агапов А.А. в кассационной жалобе сослался на выписной эпикриз Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №9», согласно которому у него имеется <данные изъяты> <данные изъяты> в связи с чем необходимо проведение непрерывного мониторирования гликемии или флеш-мониторирования гликемии согласно клиническим рекомендациям.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Агапов А.А., представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Городская клиническая больница №5 г. Челябинск», сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
В соответствии частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены судебных постановлений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Агапов А.А., <данные изъяты> года рождения, наблюдается в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница №5 г. Челябинск» с диагнозом «<данные изъяты>» <данные изъяты>, является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно.
В соответствии с протоколом врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №5 г. Челябинск» № 1420 от 27 ноября 2023 года установлена по жизненным показаниям нуждаемость Агапова А.А. в системе непрерывного мониторирования глюкозы «<данные изъяты>» в количестве 3 упаковок в месяц длительно.
Протоколом заседания врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №5 г. Челябинск» по вопросу качества оказания медицинской помощи Агапову А.А. от 04 марта 2024 года № 61 установлено что пациент не выполнил назначение врача – эндокринолога в части лабораторных исследований, что затруднило адекватную оценку состояния пациента и течения заболевания, комиссия указала не необоснованное назначение флеш - мониторирования глюкозы системой <данные изъяты>». Отменено решение ВК подкомиссии по контролю за рациональным назначением, использованием лекарственных средств и изделий медицинского назначения от 27 ноября 2023 года.
Протоколом заседания врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №5 г. Челябинск» № 505 от 15 апреля 2024 года с учетом проведенного анализа <данные изъяты>», а именно <данные изъяты>, установлено, что показаний для пожизненного применения флеш-мониторирования глюкозы «<данные изъяты>» в настоящее время нет.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля врач-эндокринолог Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №5 г. Челябинск» <данные изъяты> пояснила, что Агапов А.А. наблюдался у врача-эндокринолога в детской поликлинике с диагнозом «<данные изъяты>», при достижении совершеннолетия встал на учет в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №5 г. Челябинск». В ноябре 2023 года Агапов А.А. приходил к ней на первичный прием, оставила все рекомендации врача-эндокринолога детской поликлиники, хотя для взрослого населения не предусмотрено использование системы «<данные изъяты>» Пациент сдал анализы в январе 2024 года, родители приносили графики измерения <данные изъяты> после чего сделали заключение ВК.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», пришел к выводу, что требования о возложении обязанности бесплатно обеспечивать Агапова А.А. системой непрерывного мониторирования глюкозы «<данные изъяты>» в количестве 3 упаковок в месяц (длительно) по жизненным показаниям не подлежат удовлетворению, поскольку стороной истца не представлено доказательств нуждаемости Агапова А.А. по жизненным показаниям в применении системы непрерывного мониторирования глюкозы «<данные изъяты>», протокол комиссии от 27 ноября 2023 года в настоящее время отменен, показаний для пожизненного применения флеш-мониторирования глюкозы «<данные изъяты>» в настоящее время нет.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов, поскольку они основаны на неполно выясненных обстоятельствах, сделаны при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требованиям закона обжалуемые судебные акты не соответствуют по следующим основаниям.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, <данные изъяты> (коды заболеваний по международной классификации болезней (<данные изъяты>).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890, в группе «категории заболеваний» поименован <данные изъяты> при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, <данные изъяты> средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе дети - инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. В эти перечни медицинские изделия - датчики <данные изъяты> не включены.
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497 (далее - Программа государственных гарантий; Программа).
Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.
Согласно разделу V Программы, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи на территории Челябинской области области и в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» постановлением Правительства Челябинской области от 29 декабря 2022 года № 783-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Территориальная программа Челябинской области).
Названная программа, как и Программа государственных гарантий, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, в том числе при болезнях эндокринной системы (раздел III Территориальной программы Челябинской области), и обеспечение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия отпускаются по рецептам врача бесплатно, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, поименованы следующие изделия медицинского назначения: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
Система непрерывного флэш-мониторирования глюкозы <данные изъяты> в названном перечни не указана.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В стандарте специализированной медицинской помощи взрослым при тяжелой гипогликемии при сахарном диабете 1 типа (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1053н) в качестве медицинской услуги для диагностики заболевания, состояния предусмотрено, в том числе, исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
В части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Частью 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Агапов А.А. относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, поскольку является инвалидом <данные изъяты> группы с диагнозом «<данные изъяты>».
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе детям - инвалидам, страдающим заболеванием «<данные изъяты>» (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета Челябинской области) лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий. Если такому гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия (в настоящем деле - датчика <данные изъяты>), то предоставление ему этого медицинского изделия должно осуществляться бесплатно. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В настоящем деле суды первой и апелляционной инстанций приведенные нормативные положения к спорным отношениям, связанным с обеспечением Агаповым А.А. являющегося инвалидом по заболеванию «<данные изъяты>» (социально значимое заболевание), медицинским изделием (системой непрерывного флэш-мониторирования глюкозы <данные изъяты>) применили неправильно, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Департамент здравоохранения Челябинской области обеспечивать его указанной системой непрерывного мониторинга глюкозы.
Суды нижестоящих инстанций сделали выводы о том, что нуждаемость Агапова А.А. по жизненным показаниям в применении системой непрерывного мониторинга глюкозы «<данные изъяты>» не подтверждается медицинской документацией, поскольку Протоколом заседания врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №5 г. Челябинск» № 505 от 15 апреля 2024 года с учетом проведенного анализа <данные изъяты> «<данные изъяты>», <данные изъяты>, установлено, что показаний для пожизненного применения флеш-мониторирования глюкозы «<данные изъяты>» в настоящее время нет. Тем самым суды допустили формальный подход к рассмотрению дела и не учли, что заседание врачебной комиссии проведено без участия пациента.
Суды не приняли во внимание, что одной из причин отмены протокола заседания комиссии от 27 ноября 2023 года Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №5 г.Челябинск», которым установлена по жизненным показаниям нуждаемость Агапова А.А. в системе непрерывного мониторирования глюкозы «<данные изъяты>» стало недообследование Агапова А.А. врачом-эндокринологом, что затруднило адекватную оценку состояния пациента и течения заболевания.
Частью второй статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью первой статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть первая статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По данному делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом заявленных прокурором в интересах Агапова А.А. исковых требований и их правового и фактического обоснования, возражений на них ответчика, норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось выяснение обстоятельства того, нуждается ли Агапов А.А. по жизненным показаниям в применении системы непрерывного мониторирования глюкозы именно <данные изъяты> и принималось ли об этом врачебной комиссией соответствующее решение и основания принятия такого решения.
Названное юридически значимое обстоятельство для правильного разрешения требований прокурора в интересах Агапова А.А. о возложении обязанности на ответчика обеспечить его указанным медицинским изделием судами первой и апелляционной инстанций не устанавливался и не исследовался, он не вошел в предмет доказывания по делу, соответственно, надлежащей правовой оценки судебных инстанций не получил.
Кроме этого, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (часть 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт обязан явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.
В случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.
В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.
В определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта или экспертов (части 1, 2, 3 статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 данного кодекса.
Принимая во внимание доводы Агапова А.А. о том, что он по своему состоянию нуждается в предоставлении ему системы мониторирования глюкозы <данные изъяты> и в тоже время данные дневников измерений глюкозы, содержащиеся в Протоколе заседания врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №5 г. Челябинск» № 505 от 15 апреля 2024 года не подтверждают его доводы, то установление нуждаемости Агапова А.А. по жизненным показаниям в непрерывном мониторировании уровня глюкозы при помощи системы <данные изъяты> требует специальных познаний в области медицинской экспертизы.
Вопрос о проведении судебно-медицинской экспертизы с целью установления того, нуждается ли истец по жизненным показаниям в непрерывном мониторировании уровня глюкозы при помощи системы <данные изъяты> судами не ставился и со сторонами по делу не обсуждался.
Таким образом, выводы судов об отсутствии правовых оснований для возложения на Департамент здравоохранения Челябинской области обеспечивать Агапова А.А. системой непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre основаны на неполно выясненных обстоятельствах, неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права, что согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования прокурора в интересах Агапова А.А. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 03 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 октября 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий
Судьи
