ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 45RS0025-01-2023-000408-29 |
Дата поступления | 10.03.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Храмцова Ольга Николаевна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 45 - Курганская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Юргамышский районный суд Курганской области |
Номер дела в первой инстанции | 2-21/2024 |
Дата решения первой инстанции | 07.03.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Плешков Сергей Юрьевич |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 15:10 | 258(П3) | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 19.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
10.03.2025 | ИСТЕЦ | Уральская транспортная прокуратура | 17.03.2025 | 17.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Курганский транспортный прокурор | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ОАО РЖД | 7708503727 | 1037739877295 | ||||||
ПРОКУРОР | Седьмой отдел (кассационного) (с дислокацией в г.Челябинске) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФБУЗ Центр гигиены и эпидимиологии в Курганской области |
45RS0025-01-2023-000408-29
№ 88-5510/2025
Мотивированное определение изготовлено 18.04.2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 16.04.2025
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Марченко А.А.,
судей Храмцовой О.Н., Коренева А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-21/2024 по иску Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
по кассационному представлению Уральского транспортного прокурора на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10.12.2024.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения прокурора Никитиной Н.В., поддержавшей доводы кассационного представления, представителя ответчика ОАО «РЖД» (по доверенности) Денисовой И.А., возражавшую против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД», в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы в соответствии с нормами освещенности.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей при содержании и благоустройстве пассажирских платформ Южно-Уральской железной дороги выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с пунктом 4.7.2 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №30, уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк. Аналогичные требования содержатся в ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденном приказом Росстандарта от 13.09.2012 №302-ст. Согласно пункту 5.12 указанного ГОСТа, норма освещенности на пассажирских платформах и остановочных пунктах должна составлять не менее 5 лк. Курганской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», с участием представителя Шумихинской дистанции электроснабжения, 22.05.2023 проведено обследование пассажирских платформ <данные изъяты>, Южно-Уральской железной дороги на предмет соответствия уровня освещенности установленным законом требованиям. Согласно протоколам лабораторных испытаний от 31.05.2023 на указанных пассажирских платформах показатели освещенности в ряде контрольных точек не соответствуют установленным требованиям. Искусственное освещение в пределах данных пассажирских платформ обеспечивается Шумихинской дистанцией электроснабжения. Невыполнение требований по обеспечению необходимого уровня освещенности на пассажирских платформах влечет нарушение прав пассажиров в части их безопасности при нахождении на объектах транспортной инфраструктуры. Выявленные нарушения не позволяют пассажирам безопасно пользоваться услугами железнодорожного транспорта и противоречат санитарным правилам по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Просил суд возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирские платформы по адресу: <данные изъяты>, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.
Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 прекращено производство по делу в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать пассажирскую платформу по адресу: Курганская область, пассажирская платформа ОП 2315 (нечетная), направление Курган-Челябинск, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.
Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 01.08.2024, исковые требования Курганского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» удовлетворены. На ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу по адресу: Курганская область, Юргамышский район, пассажирская платформа <данные изъяты>, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.11.2024 отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 01.08.2024, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10.12.2024 решение суда изменено, возложена на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу по адресу: Курганская область, Юргамышский район, пассажирская платформа <данные изъяты>, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 2 лк, на всем протяжении платформы. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационном представлении Уральский транспортный прокурор просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационное представление ОАО «РЖД» просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения апелляционного определения.
Судами установлено, что собственником пассажирской платформы <данные изъяты> Южно-Уральской железной дороги, расположенной на территории Юргамышского района Курганской области, является ОАО «РЖД».
По информации ОАО «РЖД», пассажиропоток на платформе <данные изъяты> составляет 3 285 человек в год.
Курганской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на указанной платформе.
Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № П2588 от 31.05.2023 были произведены замеры освещенности на пассажирской платформе <данные изъяты> (четная сторона), направление Челябинск-Курган, длина платформы 24 м, ширина 3,4 м, расстояние между контрольными точками – 5 м в контрольных точках №№: 80, 81, 82, 83, 84 и установлены показатели освещенности, не соответствующие требованиям СП 2.5.3650-20, а именно при нормативе 5 лк во всех контрольных точках показатели освещенности – менее 5 лк.
В качестве нормативного документа, в соответствии с которым производились измерения, указан ГОСТ Р 54984-2012 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля».
Согласно протоколу испытаний (измерений) № Ф-09 от 23.01.2024 лаборатории экологического контроля Центра охраны окружающей среды Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» на <данные изъяты> Южно-Уральской железной дороги, пассажирская платформа береговая четная, направление Челябинск-Курган в точках Т.1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/2 имеет уровень освещенности менее 5 лк, средняя освещенность по платформе 0,8 лк. Измерения проводились через 15 м.
ОАО «РЖД» в материалы дела представлен комиссионный акт от 30.10.2023 обследования системы освещения и норм освещенности на пассажирской платформе (четной) ОП 2315 км, согласно которому на основе проведенных 23.08.2023 замеров было установлено, что минимальные значения в точках освещения платформы соответствуют минимально допустимой норме освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации до их реконструкции.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30, равно как ГОСТ Р 54984-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, ГОСТ 34935-2023 пришел к выводу об удовлетворении иска, установив, что уровень освещенности в контрольных точках на пассажирской платформе <данные изъяты> направление Челябинск-Курган, Южно-Уральской железной дороги не достигает требуемых 5 лк.
Суд апелляционной инстанции (при новом рассмотрении дела, после отмены апелляционного определения в кассационном порядке) решение суда изменил, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30, ГОСТ Р 54984-2012, исходил из того, что с железнодорожная пассажирская платформа по адресу: <данные изъяты> по направлению Челябинск-Курган ЮУЖД, расположенная на территории Юргамышского района Курганской области, и действующая система ее освещения введены в эксплуатацию в 1980 году, то есть до 01.01.2013, реконструкция системы освещения пассажирской платформы с даты ввода ее в эксплуатацию (1980, год) до настоящего времени не проводилась и на период 2025 год собственником платформы не запланирована; по результатам проведенных в январе 2024 года исследований среднее значение освещенности на пассажирской платформе ОП 2315 км, береговая четная, направление Челябинск-Курган, ЮУЖД, составляет 0,8 лк. Суд апелляционной инстанции посчитал, что требование прокурора о том, чтобы на всем протяжении пассажирской платформы, то есть в любой ее точке должен быть обеспечен уровень освещенности не менее 5 лк, не основано на положениях действующего законодательства.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационного представления о том, что судом апелляционной инстанции ошибочно сделан вывод о необходимости руководствоваться исключительно положениями ГОСТ Р 54984-2012, равно как о том, что требования СП 2.5.3650-20 не подлежат применению к пассажирским платформам и безосновательным будет являться возложение на ответчика обязанности по проведению реконструкции пассажирских платформ, не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 31 главы V Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710, объекты и помещения на железнодорожных станциях должны освещаться в соответствии с установленными нормами для обеспечения безопасного движения железнодорожного подвижного состава, автотранспортных средств на железнодорожных переездах, маневрового передвижения, безопасности пассажиров при посадке в вагоны и высадке из вагонов, безопасности работников, для охраны грузов, почтовых отправлений, багажа и грузобагажа. Наружное освещение не должно влиять на отчетливую видимость сигнальных огней.
Для соблюдения требований технических регламентов ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» может быть применён на добровольной основе ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт российской федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденный и введённый в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 № 302-ст, дата введения в действие – 01.01.2013.
Таким образом, выполнение требований ГОСТ Р 54984-2012 обеспечивает соблюдение требований технических регламентов ТР ТС 003/2011.
В соответствии с пунктом 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11.
Согласно пункту 12 указанной таблицы 11 пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) должны соответствовать освещенность не менее 5 лк (уровень нормируемой поверхности – на поверхности платформы). Согласно примечанию 7 к пункту 12 таблицы 11 допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.
Кроме того, в настоящее время действуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденные постановлением Главного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30. Данные Санитарные правила содержат следующие требования:
4.7. К эксплуатации помещений железнодорожных вокзалов устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования.
4.7.2. Показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим санитарным правилам (абзац 1)
Уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк (абзац 2).
Суд апелляционной инстанции отклонил ссылку прокурора о необходимости руководствоваться положениями абзаца 2 пункта 4.7.2 СП 2.5.3650-20, поскольку данный пункт регламентирует показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала, которые представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим Санитарным правилам, в том числе, исходя из того, что пункт 4.7.2 является подразделом пункта 4.7 СП 2.5.3650-20, который регламентирует требования эксплуатации помещений железнодорожных вокзалов.
Поскольку установлено, что требования заявлены в отношении пассажирских платформ, которое не находятся на вокзалах, соответственно, суд апелляционной инстанции правильно исходил из положений нормативного акта, устанавливающего методику определения уровня освещенности.
В соответствии с п. 6.2.1 действующего ГОСТ Р 54984-2012 измерение освещенности (таблицы 2 - 14), обработку результатов измерений и оценку результатов измерений проводят по ГОСТ Р 54944-2012 (подразделы 6.1, 7.1, 8.1).
Освещенность улиц, дорог, площадей ГОСТ Р 54944-2012 определялась как среднеарифметическое значение измеренной освещенности в контрольных точках (пункт 7.1.3.). Указанный ГОСТ Р 54944-2012 отменен с 01.04.2017 в связи с введением в действие ГОСТ 24940-2016 (приказ Росстандарта № 1442-ст от 20.10.2016).
В пункте 7.1.3 действующего ГОСТ 24940-2016 освещенность улиц, дорог, площадей определяется как среднеарифметическое значение измеренной освещенности в контрольных точках.
Вводимый с 01.09.2024 с правом досрочного применения ГОСТ 34935-2023 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля» с учетом примечания № 12 к пункту 9 таблицы 12 содержит аналогичные положения, допускающие норму освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование прокурора о том, чтобы на всём протяжении пассажирских платформ, то есть в любой её точке должен быть обеспечен уровень освещённости не менее 5 лк, не основан на положениях действующего законодательства.
Ссылки в кассационном представлении на иную судебную практику рассмотрения споров не могут повлечь отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку при рассмотрении данного спора установлены конкретные имеющие значение для дела фактические обстоятельства, с учетом которых судом разрешено настоящее дело, наличие рассмотренных споров по другим делам с иными фактическими обстоятельствами не подтверждает необходимости кассационного пересмотра постановления суда.
Суд апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого решения правильно определил нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дал обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10.12.2024 оставить без изменения, кассационное представление Уральского транспортного прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
