ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 59RS0002-01-2024-001133-97 |
Дата поступления | 04.03.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Чиркова Татьяна Нуржановна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 59 - Пермский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Индустриальный районный суд г. Перми |
Номер дела в первой инстанции | 2а-1776/2024 |
Дата решения первой инстанции | 31.05.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Мациевская М.В. |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 09:40 | 255(П3) | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 17.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
04.03.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Трутнев М. С. | 11.03.2025 | 13.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Военный комиссариат Дзержинского и Индустриального районов г.Перми | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Военный комиссариат Пермского края | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Трутнев Матвей Сергеевич |
№ 88а-5262/2025
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Челябинск 16 апреля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,
судей Ладейщиковой М.В., Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Трутнева Матвея Сергеевича на решение Индустриального районного суда г. Перми от 31 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 3 сентября 2024 года по административному делу №2а-1776/2024 по административному исковому заявлению Трутнева Матвея Сергеевича к Военному комиссариату Дзержинского и Индустриального районов г. Перми, Военному комиссариату Пермского края о признании незаконными решения об отказе в снятии с воинского учета, повестки о вызове для прохождения призывной комиссии, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
с 20 января 2017 года Трутнев М.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате по Индустриальному и Дзержинскому районам г. Перми.
При прохождении медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет Трутневу М.С. определена категория годности Б-3 – годен к военной службе с незначительными ограничениями.
25 октября 2018 года решением призывной комиссии № 19 Трутневу М.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) до 31 августа 2022 года.
31 марта 2022 года Трутнев М.С. обратился в военный комиссариат Индустриального района г. Перми с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
06 апреля 2022 года военным комиссаром Индустриального и Дзержинского районов г. Перми Трутневу М.С. сообщено, что по окончанию отсрочки от призыва он будет приглашен на заседание призывной комиссии для рассмотрения заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
27 апреля 2022 года приказом декана факультета социально-экономических и компьютерных наук ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Пермский филиал (далее - НИУ ВШЭ-Пермь) на основании заявления Трутневу М.С. предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам с 28 апреля 2022 года по 27 апреля 2023 года.
09 июня 2023 года приказом проректора за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана в связи с непрохождением государственной итоговой аттестации без уважительных причин Трутнев М.С. с 05 июня 2023 года отчислен из НИУ ВШЭ-Пермь.
02 февраля 2023 года Трутнев М.С. въехал во Францию, ему предоставлено разрешение на временное пребывание во Франции до 17 июля 2024 года.
31 июля 2023 года Трутнев М.С. через Портал государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» обратился в военный комиссариат Индустриального и Дзержинского районов г. Перми с заявлением о снятии с воинского учета.
01 ноября 2023 года он уведомлен военным комиссаром Пермского края об отказе в снятии с воинского учета с разъяснением причин отказа: сведения о регистрации по месту жительства, указанные в заявлении, не подтверждены данными, полученными посредством межведомственного взаимодействия; снятие с воинского учета заявителя не относится к компетенции военного комиссариата; в ходе электронного межведомственного взаимодействия сведения о действительности паспорта не подтверждены; в ходе электронного межведомственного взаимодействия не подтверждены сведения о семейном положении заявителя, указанные в заявлении; гражданин не явился на прием с оригиналами документов в установленный срок; при рассмотрении представленных документов и сведений установлено, что документы не соответствуют установленным требованиям; гражданин не представил документы, необходимые для снятия с воинского учета. В дополнительной информации указано: отказ по техническим причинам.
02 декабря 2023 года Трутнев М.С. получил повестку серии ПИД № 592303200 о необходимости явиться в военный комиссариат по Индустриальному и Дзержинскому районам г. Перми 06 декабря 2023 года для прохождения призывной комиссии.
Трутнев М.С. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Дзержинского и Индустриального районов г. Перми, Военному комиссариату Пермского края о признании незаконными решения от 01 ноября 2023 об отказе в снятии с воинского учета, повестки ПИД № 592303200 о явке для прохождения призывной комиссии, возложении обязанности на военный комиссариат аннулировать повестку ПИД № 592303200 и снять Трутнева М.С. с воинского учета.
Требования мотивировал тем, что осуществил выезд за пределы Российской Федерации на срок более 6 месяцев, с 02 февраля 2023 года постоянно проживает во Франции, обучается в Университете Кан-Нормандия, поэтому имеет право на снятие с воинского учета и на подачу соответствующего заявления на основании пункта 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности в электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Решением Индустриального районного суда г. Перми от 31 мая 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 3 сентября 2024 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 26 февраля 2025 года кассационной жалобе Трутнев М.С., ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой интенции.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Закон о воинской обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о воинской обязанности, граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Абзацем 5 статьи 10 Закона о воинской обязанности установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона).
На основании пункта 3 статьи 10 названного Закона граждане, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, исполняют также иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 утверждено Положение о воинском учете, которое в качестве основных задач определяет, в том числе, обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации, документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете (подпункты «а», «б» пункта 3 Положения о воинском учете).
Согласно подпункту «д» пункта 15 Положения о воинском учете в редакции, действовавшей на момент подачи административным истцом заявления о снятии с воинского учета, не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Подпунктами «б», «г» пункта 50 Положения закреплена обязанность граждан, подлежащих воинскому учету, являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания; сообщить в письменной или электронной форме в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, сведения о выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в 2-недельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 81 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Направить соответствующее заявление в военный комиссариат возможно в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций).
При снятии граждан, убывающих за пределы Российской Федерации на срок более шести месяцев, с воинского учета в военном комиссариате заполнение документов воинского учета осуществляется на основании следующих документов: - паспорт гражданина Российской Федерации, военный билет офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета); персональная электронная карта (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетон с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); документы, подтверждающие их выезд за пределы Российской Федерации; заявление о снятии с воинского учета (подпункт 6 пункта 22 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 года № 700).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 14 апреля 2023 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете» мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, с использованием указанных информационных ресурсов, в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оснований для удовлетворения требований Трутнева М.С. не установил, поскольку эксплуатация государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете» не введена в эксплуатацию.
Установив с учетом приведенного регулирования, что Трутнев М.С. должен был лично обратиться в военный комиссариат с заявлением о снятии с воинского учета, судебные инстанции не усмотрели оснований для признания незаконным оспариваемого уведомления, дополнительно указав на пропуск срока обращения с административным иском в суд по данному требованию.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о воинской обязанности граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным данным федеральным законом.
Исчерпывающий перечень оснований для освобождения граждан от призыва на военную службу, исполнения воинской обязанности или не подлежащих призыву на военную службу закреплён статьёй 23 названного Закона. К таким основаниям к выезд гражданина за пределы Российской Федерации не относится.
В связи с тем, что Трутнев М.С. не освобожден от исполнения воинской обязанности, не имеет отсрочки от призыва на военную службу, судебные инстанции пришли к заключению, что повестка ПИД № 592303200 направлена ему обоснованно, прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы правильными, соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Выводы судов аргументированы и основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правильно применив вышеприведенное правовое регулирование, суды первой и апелляционной инстанций пришли обоснованному выводу о том, что Трутнев М.С. не исполнил предусмотренную законом обязанность и не явился лично в военный комиссариат для снятия с воинского учета, необходимые документы, подтверждающие его постоянное проживание за пределами Российской Федерации, не представил, а военным комиссариатом не допущено незаконных действий (бездействия) в связи с рассмотрением его электронного обращения и направлением повестки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в настоящем случае разрешение вопроса о снятии административного истца с воинского учета без личной явки в порядке, установленном пунктом 1.2 статьи 8 Закона о воинской обязанности, невозможно, поскольку на момент подачи им заявления не сформирован реестр воинского учета.
Кроме того, в рассматриваемой правоприменительной ситуации обязанность по личной явке в военный комиссариат следует и из пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», согласно которому гражданам, состоящим на воинском учете с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении законодательства Российской Федерации, соответствуют материалам административного дела, доводами кассационной жалобы не опровергаются, подробно изложены в обжалуемых судебных актах с приведением мотивов, по которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Индустриального районного суда г. Перми от 31 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 3 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Трутнева Матвея Сергеевича – без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 16 апреля 2025 года.
Председательствующий
Судьи
