ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 72RS0013-01-2024-003502-36 |
Дата поступления | 17.03.2025 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Ладейщикова Марина Владимировна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 72 - Тюменская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Калининский районный суд г. Тюмени |
Номер дела в первой инстанции | 2а-3592/2024 |
Дата решения первой инстанции | 03.06.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Полушина А.В. |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 10:45 | 255(П3) | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 26.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
17.03.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | МИФНС России № 14 по Тюменской области | 24.03.2025 | 26.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Зайнутдинов Марат Манзурович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | МИФНС России №14 по Тюменской области | 7727406020 | 1047200671319 |
№88а-5886/2025
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Челябинск 16 апреля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,
судей Ладейщиковой М.В., Трапезниковой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Тюменской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 06 ноября 2024 года по делу №2а-3592/2024 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Тюменской области (далее – МИФНС России №14 по Тюменской области, Инспекция, налоговый орган) к Зайнутдинову Марату Манзуровичу о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
МИФНС России №14 по Тюменской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Зайнутдинова М.М. недоимки за 2021 год по земельному налогу в размере 220,19 рублей и транспортному налогу в размере 69 852 рублей; пени по единому налоговому счету (далее – ЕНС) за период с 01 января по 09 октября 2023 года в сумме 58 331,83 рубль, указывая на неисполнение административным ответчиком обязательств по уплате налоговых платежей, в связи с чем возникла задолженность, на которую в соответствие со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) начислены пени.
Решением Калининского районного суда города Тюмени от 03 июня 2024 года административные исковые требований удовлетворены. Кроме того, с Зайнутдинова М.М. взыскана государственная пошлина в сумме 3 768 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 06 ноября 2024 года решение суда изменено, с Зайнутдинова М.М. взысканы:
-недоимка за 2021 год по земельному налогу в размере 220,19 рублей и транспортному налогу в размере 69 852 рублей;
-пени за 2021 год за период с 01 января по 09 октября 2023 года: по земельному налогу – 17,69 рублей; по транспортному налогу – 5 613,77 рублей; по налогу на имущество физических лиц – 19,78 рублей;
-пени по транспортному налогу за период с 01 января по 15 сентября 2023 года: за 2015 год – 9 260,86 рублей; за 2016 год – 9 204,62 рубля;
-пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 01 января по 09 октября 2023 года – 5 635,31 рублей;
-пени по страховым взносам за 2020 год за период с 01 января по 09 октября 2023 года: на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) – 1 592,70 рублей; на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) – 636,99 рублей;
-государственная пошлина в сумме 3 241 рубль.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В поданной 07 марта 2025 года кассационной жалобе Инспекция просит апелляционное определение отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на неверный расчет пени судом апелляционной инстанции по каждому отдельно взятому виду налога, поскольку с 01 января 2023 года пени начисляются на совокупную сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи не поступало, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании абзаца первого статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (часть 1 статьи 75 НК РФ).
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, за Зайнутдиновым М.М. зарегистрированы на праве собственности транспортные средства и земельный участок, в связи с чем он признавался налогоплательщиком транспортного и земельного налогов.
Инспекцией в адрес Зайнутдинова М.М. направлены налоговые уведомления:
-№12496408 от 01 сентября 2022 года на уплату за 2021 год транспортного налога в размере 69 852 рублей и земельного налога в размере 466,19 рублей, с учетом имеющейся переплаты, в срок не позднее 01 декабря 2022 года;
-№130908812 от 11 марта 2024 года на перерасчет земельного налога за 2021 год, сумма к оплате определена в 246 рублей в срок не позднее 02 декабря 2024 года.
По состоянию на 01 января 2023 года по сведениям налогового органа у Зайнутдинова М.М. образовалось отрицательное сальдо по ЕНС в общем размере 170 567, 83 рублей.
В связи с неисполнением Зайнутдиновым М.М. обязанности по уплате обязательных платежей налоговым органом выставлено требование №752 по состоянию на 16 мая 2023 года об уплате в срок до 15 июня 2023 года недоимки по транспортному и земельному налогам, а также налогу на имущество физических лиц, задолженности страховым взносам на ОМС и ОПС и пени по ЕНС.
31 октября 2023 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Зайнутдинова М.М. в пользу налогового органа недоимки по транспортному налогу и земельному налогу за 2021 год, а также пени в размере 58 331,83 рублей, который 17 ноября 2023 года года отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
15 апреля 2024 года в суд поступил административный иск Инспекции.
В отношении Зайнутдинова М.М. вынесены судебные акты, а именно:
-решение Калининского районного суда города Тюмени от 16 мая 2016 года о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2014 год;
-судебный приказ мирового судьи судебного участка №2 Калининского судебного района города Тюмени от 02 октября 2017 года о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2015 год;
-судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 Калининского судебного района города Тюмени от 07 марта 2018 года о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год, пени по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы;
-судебный приказ мирового судьи судебного участка №2 Калининского судебного района города Тюмени от 28 мая 2019 года о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год, пени по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы;
-судебный приказ мирового судьи судебного участка №2 Калининского судебного района города Тюмени от 13 октября 2022 года о взыскании пени по транспортному налогу за 2017 год;
-решение Калининского районного суда города Тюмени от 19 мая 2021 года об отказе в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Зайнутдинова М.М. недоимки по транспортному налогу за 2018 год;
-решение Калининского районного суда города Тюмени от 10 марта 2022 года о взыскании задолженности по страховым взносам за 2020 год.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор по существу, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Зайнутдинова М.М. задолженности по налогам, исходя из правильного определения Инспекцией объектов налогообложения, соблюдения Инспекцией процедуры по взысканию обязательных платежей.
Взыскивая с административного ответчика пени по ЕНС суд первой инстанции отметил, что с 01 января 2023 года пени не привязаны к конкретному виду налога и рассчитываются на общую сумму отрицательного сальдо по ЕНС.
Судебная коллегия по административным делам областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Зайнутдинова М.М. образовавшейся задолженности по обязательным платежам и пени.
При этом, судом апелляционной инстанции проверен расчет пени, представленный налоговым органом, применительно к каждой недоимке, которая вошла в состав отрицательного сальдо ЕНС и взысканы пени на недоимку, возможность принудительного взыскания которой Инспекцией не утрачена, в связи с чем решение суда было изменено.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, которые соответствуют нормам материального права, мотивированы, исчерпывающе изложены в судебных актах, основаны на совокупности доказательств и оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Подлежат отклонению доводы подателя жалобы о неправомерной методике расчета пени судом апелляционной инстанции по каждому виду налога (задолженности).
Согласно пункту 3 статьи 11.3 НК РФ сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №263-ФЗ) сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах, в том числе неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов.
Пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона №263-ФЗ предусмотрено, что в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
В силу подпункта 2 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм.
В размер отрицательного сальдо ЕНС не включается задолженность с пропущенным сроком взыскания, если пропущенный по уважительной причине срок не восстановлен судом и не вынесен соответствующий судебный акт о ее взыскании (пункт 5 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Действительно, исходя из приведенных норм права, пени подлежат начислению на сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Между тем, при наличии спора между налоговым органом и налогоплательщиком по размеру причитающихся к уплате обязательных платежей, для проверки расчета пени по налоговой задолженности суду необходимо проверить правильность формирования отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика, для чего установить размер недоимки по каждому налогу (страховым взносам) применительно к конкретному налоговому периоду, после чего проверить начисление пени по таким недоимкам, что и было выполнено в рассматриваемом деле судом апелляционной инстанции.
Оснований считать, что выводы суд апелляционной инстанции в этой части не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, суд кассационной инстанции не усматривает.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции являются верными, нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 06 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Тюменской области – без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 17 апреля 2025 года.
Председательствующий
Судьи
